Известное изречение гласит — «секреты долго не живут».
Зная особенности правового регулирования секрета производства (ноу-хау), «жизнь» этого особенного объекта можно продлить на долгосрочную перспективу, как например рецепт напитка «кока-колы». Специфической чертой «ноу-хау», выделяющей их среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны.
Если сравнивать открытый (патентный режим) и закрытый режим (режим ноу-хау), то соответственно цель у охранного документа (патента, свидетельства) и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: открытый режим охраны подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия правообладателя под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.
Среди других объектов интеллектуальной собственности важной особенностью «ноу-хау» является его наибольшая универсальность. Под данное понятие могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью субъекта предпринимательской деятельности. «Ноу-хау» как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания его охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.
В качестве примеров ноу-хау можно назвать технические ноу-хау (незапатентованные изобретения или полезные модели, технологии, формулы, рецепты), научные ноу-хау (результаты научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ), коммерческие ноу-хау (методики работы с клиентами для эффективного сбыта продукции, методики оценки коммерческих предложений) и прочие.
Мы оформим режим коммерческой тайны вашей компании, с комплектом документации, включающим:
- определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Данный перечень принимается как отдельный документ, а может быть составной частью другого документа (Положения, Стандарта), его утверждение и введение в действие осуществляется приказом, распоряжением руководителя.
- ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка. Функция контроля обычно возлагается на службу безопасности, либо на службу информационных технологий, либо на руководителей всех подразделений.
- учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация будет использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
Критерием отнесения сведений к секретам производства в соответствии с законом являются следующие свойства:
- наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности, т.е. сведения имеют стоимость, что предопределяется характером сведений;
- неизвестность этих сведений третьим лицам;
- отсутствие законных оснований для свободного доступа для третьих лиц к сведениям. При этом под третьими лицами следует понимать участников гражданского оборота, но не уполномоченных органов государственной власти, которые в силу своих полномочий вправе требовать предоставления тех или иных сведений;
При допуске рабочего персонала к конфиденциальной информации необходимо помнить золотое правило: «Чем меньше человек о чем-то знает, тем меньше он может об этом рассказать».